Новый роман Виктора Пелевина: «Круть» — достойное продолжение или шаг назад?
Искусство
Сюжет: глобальные проблемы и древние ящеры
После предотвращения нейросетевого апокалипсиса оперативнику Маркусу Зоргенфрею стирают память, а затем отправляют на новую миссию. На этот раз на его пути стоит древний демон Ахилл, намеренный погрузить мир в хаос. Ему требуется человеческая оболочка, и выбор демона падает на харизматичного заключённого по прозвищу Кукер, отказавшегося от тюремных практик «крутилова» (воспитательных методик будущего). Противостояние между «петухами» и «кур» — феминистками, преданными идеям радикальной философии Варвары Цугундер, — обостряется, и Зоргенфрею предстоит решить, как обезвредить Ахилла.
Противостояние с критиками
В творчестве Пелевина давно угадываются его попытки выразить неприязнь к литературной критике. Снова и снова его романы полны метафор и резких выпадов в адрес журналистов и медиа, которые продолжают преследовать его творчество. В «Крути» этот аспект проявляется в полной мере, когда появляется фигура Германа Шарабан-Мухлюева — писателя, играющего ключевую роль в новом произведении, а также персонажи, намекающие на узнаваемых деятелей культуры.
Персонаж | Описание | Роль в романе |
---|---|---|
Маркус Зоргенфрей | Оперативник, спасающий мир | Главный герой |
Ахилл | Древний демон | Антагонист |
Кукер | Заключённый, ставший объектом плана Ахилла | Центральная фигура в конфликте |
Варвара Цугундер | Радикальная феминистка, лидер «кур» | Идейная противница «петухов» |
Роман на холостом ходу?
По мнению критиков, «Круть» работает не так интенсивно, как предыдущие произведения Пелевина. Остроты сюжета не хватает, события развиваются слишком медленно, а кульминационные моменты кажутся скомканными. Несмотря на всё это, в романе есть запоминающиеся сцены, в частности, схватка двух заключённых, которая, по словам критиков, стала одним из немногих ярких моментов.
Медиа и общество — источники раздражения
Пелевин явно испытывает отвращение к современным медиа и фигурам, действующим на политической и культурной аренах. В очередной раз среди персонажей угадываются реальные прототипы, и автор не сдерживается в их сатирическом изображении. Вопрос о том, где грань между сатирой и автопародией, остаётся открытым.
«Круть» — заслуживает ли паузы?
Новый роман Виктора Пелевина — это повод задуматься, не стоит ли автору взять творческую паузу. Критики отмечают, что Пелевин устал и перегружен. Его романы становятся всё более тяжёлыми для восприятия, а прежний лёгкий стиль сменяется глубоким раздражением. Возможно, как Пелевину, так и его читателям не помешала бы пауза, чтобы набраться новых впечатлений.
«Круть» — это сложная книга, порождающая множество размышлений. Возможно, не самая сильная работа автора, но без сомнения, заслуживающая внимания преданных поклонников.