Авария стратегического бомбардировщика Ту-95МС 14 июля 2015 года под Хабаровском стала поводом для многочисленных язвительных высказываний о последствиях эксплуатации «устаревших машин», с намеком на почтенный стаж Ту-95, первый прототип которого поднялся в воздух в 1952 году. Тем не менее Ту-95 отнюдь не является уникумом: помимо него самого и его ровесника с той стороны океана — B-52, в составе ВВС многих стран мира эксплуатируется немало машин, отметивших полувековой юбилей со дня первого полета своего типа, а иногда и со дня постройки.
Взлетевший впервые еще при жизни Иосифа Сталина 12 ноября 1952 года, Ту-95 так же, как и его коллега и ровесник B-52, стал символом холодной войны и авиационного долголетия.
Созданный для нанесения ядерных ударов по целям в глубине советской территории B-52 уступает Ту-95 в разнообразии вариантов: советская машина отметилась и в роли разведчика, и в качестве патрульной машины, и в ряде других версий, однако функциональность «Стратокрепости» с ее разнообразным вооружением не вызывает сомнений и сегодня, несмотря на то, что самые молодые из B-52 уже перевалили полувековой рубеж.
50-60-е годы вообще оказались исключительно богатыми на «вечные» авиационные платформы. Один из примеров: заправщик KC-135, конверсия исключительно удачного гражданского лайнера B-707, впервые взлетевшего в 1954 году и строившегося серийно с 1958 по 1978 год. С коммерческих авиалиний самолет давно уже ушел, но в различных военных ролях — от танкера до разведчика — прослужит еще не одно десятилетие.
Еще один пример удачного использования гражданской платформы. Самолет измерительного комплекса Ил-20РТ, предназначенный для сопровождения испытаний межконтинентальных баллистических ракет, построен на базе гражданского лайнера Ил-18, впервые поднявшегося в воздух в 1957 году. Данная машина была построена в 1971-м и недавно прошла ремонт и модернизацию. На борту нанесено обозначение «Ил-18» вместо реального «Ил-20РТ» — очевидно, в целях маскировки.
Еще одно изделие на базе Ил-18 — противолодочный самолет Ил-38 уже в модернизированном варианте Ил-38Н. Так же, как и его американский коллега и ровесник P-3 Orion, служит до сих пор и останется в строю еще как минимум лет 20.
Просто легенда авиационного мира — C-130 Hercules. Впервые поднявшись в воздух в 1954-м, остается и в строю, и в производстве, пережив бессчетное число модернизаций. Один из кандидатов на встречу столетнего юбилея не в роли музейного экспоната.
Ан-12 — легенда не меньшего масштаба, летающая до сих пор, несмотря на то что первый полет состоялся в декабре 1957 года. И так же, как C-130, остается в серии. Но, к сожалению, уже не в России и даже не на постсоветском пространстве, — последний самолет советского производства был собран в 1973 году. Современные варианты Ан-12 под обозначениями Y-8F и Y-9 строятся в Китае.
В Европе тоже умеют строить надежные и долговечные машины. Двухмоторный С-160 Transall, взлетевший в 1963 году, строился до 1985-го и до сих пор остается в строю, выполняя в том числе и боевые задания: например, на счету этих самолетов десантирование парашютистов французского Иностранного легиона в ходе операции «Сервал» в Мали в 2013 году.
Бе-12 скорее можно отнести к «уходящей натуре». Эта изящная машина, впервые полетевшая в 1960-м, вряд ли дожила бы до сего дня в строю, если бы не распад СССР и раздел Черноморского флота, надолго застопорившие обновление техники в Крыму. В ближайшие 10 лет, скорее всего, эти машины будут заменены на более современные.
А вот «Антею», возможно, предстоит прослужить еще не одно десятилетие. Почти ушедшие на покой после распада СССР, сегодня эти машины, строившиеся в 1966-1976 годах, в небольших количествах проходят ремонт и модернизацию, возвращаясь в состав ВВС России.
Придется еще послужить и С-5 Galaxy, который в 1968 году перехватил у Ан-22 звание самого грузоподъемного транспортника и удерживал его до создания Ан-124 «Руслан» в 80-х годах. Но если в СССР «Русланы» до прекращения производства успели изрядно потеснить Ан-22, то в США C-5 менять пока не на что.
Еще один уходящий на пенсию самолет — легкий транспортник Ан-26 ВВС России, созданный в 1969 году на основе полетевшего десятью годами ранее Ан-24. В течение ближайших десяти лет эта машина должна быть списана, а ей на смену придет создаваемый КБ Ильюшина самолет Ил-112В.
Многими называемый самым красивым гражданским лайнером в истории Ил-62, впервые полетевший в 1966 году, попал в компанию военных машин не случайно: эксплуатация последних самолетов этого типа продолжается в ВВС России. С учетом того, что военные используют относительно «свежие» самолеты 80-х годов постройки, летать они могут еще долго.
Долголетие отнюдь не является исключительным уделом тяжелых машин. Впервые полетевший в 1959 году сверхзвуковой учебно-боевой самолет Т-38 до сих пор остается основной учебной машиной ВВС США.
Взлетевший впервые еще при жизни Иосифа Сталина 12 ноября 1952 года, Ту-95 так же, как и его коллега и ровесник B-52, стал символом холодной войны и авиационного долголетия.
Созданный для нанесения ядерных ударов по целям в глубине советской территории B-52 уступает Ту-95 в разнообразии вариантов: советская машина отметилась и в роли разведчика, и в качестве патрульной машины, и в ряде других версий, однако функциональность «Стратокрепости» с ее разнообразным вооружением не вызывает сомнений и сегодня, несмотря на то, что самые молодые из B-52 уже перевалили полувековой рубеж.
50-60-е годы вообще оказались исключительно богатыми на «вечные» авиационные платформы. Один из примеров: заправщик KC-135, конверсия исключительно удачного гражданского лайнера B-707, впервые взлетевшего в 1954 году и строившегося серийно с 1958 по 1978 год. С коммерческих авиалиний самолет давно уже ушел, но в различных военных ролях — от танкера до разведчика — прослужит еще не одно десятилетие.
Еще один пример удачного использования гражданской платформы. Самолет измерительного комплекса Ил-20РТ, предназначенный для сопровождения испытаний межконтинентальных баллистических ракет, построен на базе гражданского лайнера Ил-18, впервые поднявшегося в воздух в 1957 году. Данная машина была построена в 1971-м и недавно прошла ремонт и модернизацию. На борту нанесено обозначение «Ил-18» вместо реального «Ил-20РТ» — очевидно, в целях маскировки.
Еще одно изделие на базе Ил-18 — противолодочный самолет Ил-38 уже в модернизированном варианте Ил-38Н. Так же, как и его американский коллега и ровесник P-3 Orion, служит до сих пор и останется в строю еще как минимум лет 20.
Просто легенда авиационного мира — C-130 Hercules. Впервые поднявшись в воздух в 1954-м, остается и в строю, и в производстве, пережив бессчетное число модернизаций. Один из кандидатов на встречу столетнего юбилея не в роли музейного экспоната.
Ан-12 — легенда не меньшего масштаба, летающая до сих пор, несмотря на то что первый полет состоялся в декабре 1957 года. И так же, как C-130, остается в серии. Но, к сожалению, уже не в России и даже не на постсоветском пространстве, — последний самолет советского производства был собран в 1973 году. Современные варианты Ан-12 под обозначениями Y-8F и Y-9 строятся в Китае.
В Европе тоже умеют строить надежные и долговечные машины. Двухмоторный С-160 Transall, взлетевший в 1963 году, строился до 1985-го и до сих пор остается в строю, выполняя в том числе и боевые задания: например, на счету этих самолетов десантирование парашютистов французского Иностранного легиона в ходе операции «Сервал» в Мали в 2013 году.
Бе-12 скорее можно отнести к «уходящей натуре». Эта изящная машина, впервые полетевшая в 1960-м, вряд ли дожила бы до сего дня в строю, если бы не распад СССР и раздел Черноморского флота, надолго застопорившие обновление техники в Крыму. В ближайшие 10 лет, скорее всего, эти машины будут заменены на более современные.
А вот «Антею», возможно, предстоит прослужить еще не одно десятилетие. Почти ушедшие на покой после распада СССР, сегодня эти машины, строившиеся в 1966-1976 годах, в небольших количествах проходят ремонт и модернизацию, возвращаясь в состав ВВС России.
Придется еще послужить и С-5 Galaxy, который в 1968 году перехватил у Ан-22 звание самого грузоподъемного транспортника и удерживал его до создания Ан-124 «Руслан» в 80-х годах. Но если в СССР «Русланы» до прекращения производства успели изрядно потеснить Ан-22, то в США C-5 менять пока не на что.
Еще один уходящий на пенсию самолет — легкий транспортник Ан-26 ВВС России, созданный в 1969 году на основе полетевшего десятью годами ранее Ан-24. В течение ближайших десяти лет эта машина должна быть списана, а ей на смену придет создаваемый КБ Ильюшина самолет Ил-112В.
Многими называемый самым красивым гражданским лайнером в истории Ил-62, впервые полетевший в 1966 году, попал в компанию военных машин не случайно: эксплуатация последних самолетов этого типа продолжается в ВВС России. С учетом того, что военные используют относительно «свежие» самолеты 80-х годов постройки, летать они могут еще долго.
Долголетие отнюдь не является исключительным уделом тяжелых машин. Впервые полетевший в 1959 году сверхзвуковой учебно-боевой самолет Т-38 до сих пор остается основной учебной машиной ВВС США.
Комментарии
САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
СВЕЖИЕ СТАТЬИ